?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаю серию кратких обзоров военной техники вооруженных сил Исламской Республики Иран.
Ракетный щит Ирана. Часть 1
Ракетный щит Ирана. Часть 2
Иранская артиллерия. Часть 1
Иранская артиллерия. Часть 2
Иранская артиллерия. Часть 3
На страже иранского неба. Часть 1
На страже иранского неба. Часть 2
На страже иранского неба. Часть 3
Легкое противотанковое вооружение Ирана. Часть 1
Легкое противотанковое вооружение Ирана. Часть 2
Винтокрылые машины Ирана. Часть 1
Винтокрылые машины Ирана. Часть 2

К сожалению, за прошедший год я смог очень мало времени посвятить работе над обзорами,  но я не забываю о них и буду продолжать их при любой возможности. С иранской военно-транспортной авиации я начинаю обзор самолетов, состоящих на вооружении иранских вооруженных сил.

Тяжелый транспортный самолет Ил-76ТД
Самыми тяжелыми самолетами иранской военно-транспортной авиации являются Ил-76МД\ТД, 14 этих самолетов перелетели из Ирака в Иран в 1991 г. в числе более сотни прочих самолетов иракской авиации, спасавшихся от ракетно-бомбовых ударов многонациональной коалиции. Перелетевшие самолеты были включены как в состав ВВС иранской армии (имеют номера 5-82xx, базируются на территории 7-й тактической авиабазы в г.Шираз), так и авиации Корпуса Стражей Исламской Революции (имеют номера 15-228x, базируются на территории 1-й тактической авиабазы в аэропорту Тегеран-Мехрабад) и активно используются на протяжении последних двух десятилетий. Еще пара Ил-76ТД была приобретена для гражданских транспортных  авиаперевозок на вторичном рынке и сейчас летает в составе авиакомпании Pouya Air Cargo.
Тяжелый транспортный самолет Ил-76ТД аэрокосмических сил КСИР Ирана


Все имевшиеся Ил-76МД были впоследствии переделаны, была убрана кабина стрелка в хвостовой часте самолета со спаренной 23-мм пушкой и теперь все летные машины именуются Ил-76ТД, таким образом, кроме всего прочего, они никак не подпадают под санкции введенные СБ ООН в 2010 г. против Исламской республики Иран.  Ремонтом Ил-76 в Иране занимается "Парс Авиэйшн Сервисис" КСИР, а для капитального ремонта самолеты отправляют в Россию.
 Учитывая потери в результате аварий и катастроф, на данный момент у Ирана остается примерно около десятка этих машин и некоторые из иранских Ил-76 совсем недавно прошли капитальный ремонт в России на территории летно-испытательной и доводочной базы ОАО "Авиационный комплекс им.С.В.Ильюшина" в Жуковском.
Ил-76ТД КСИР Ирана после ремонта. Фотография Сергея Лысенко из Жуковского от 25 января 2011 г.

Ил-76ТД КСИР Ирана заходит на посадку в аэропорту сирийского г.Хама в январе 2013.

Один из иракских Ил-76МД впоследствии перелетевших в Иран, фотография Криса Ченнела из лондонского аэропорта Хитроу в 1986 г.

Тяжелый транспортный самолет Ил-76ТД ВВС Ирана

Три Ил-76ТД ВВС Ирана вместе


Характеристики Ил-76ТД
Длина: 46,6 м.
Высота: 14,76 м.
Размах крыла: 50,5 м.
Двигатели: 4 х ТРДД Д-30КП сер.2
Макс. взлетная масса: 190 т.
Полезная нагрузка: 50 т. в т.ч. до 140 солдат
Экипаж: 7 человек
Практический потолок: 12000 м.
Дальность полета с полезной нагрузкой 40 т: 4900 км.
Крейсерская скорость: 750-800 км\ч.

Транспортные самолеты Ил-76 и Ан-74 аэрокосмических сил КСИР Ирана в тегеранском аэропорту Мехрабад, Cпутниковый снимок с Google maps.


Модификации Ил-76
Один из Ил-76ТД, принадлежащих аэрокосмическим силам  КСИР Ирана, под номером 15-2284 был в 2010 г. модифицирован на ремонтном предприятии "Парс Авиэйшн" при поддержке российских специалистов в пожарный самолет, путем установки выливной системы пожаротушения, позволяющей сбрасывать на горящий объект до 40 тонн воды.
Тяжелый транспортный самолет КСИР переобрудованный для осуществления пожаротушения.


Среди четырнадцати перелетевших в Иран Ил-76, была пара Ил-76МД модифицированных иракцами с французской помощью в самолеты ДРЛО. Один из двух самолетов ДРЛО - "Багдад-1" ("Аднан-1") имел РЛС Tiger-G от Thompson-CSF с антенной установленной в неподвижный обтекатель на месте погрузочной рампы. Самолет был включен в состав иранских ВВС и получил номер 5-8205, но учитывая весьма спорную конструкцию и связанные с этим проблемы, в Иране до сих пор не спешат его восстанавливать и он стоит на хранении в тегеранском аэропорту "Мехрабад".
Самолет ДРЛО Baghdad-1 (Adnan-1) на базе тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД в тегеранском аэропорту "Мехрабад" . Фотография Шахрама Шарифи от июля 2009 г.


Иная судьба была у второго иракского самолета ДРЛО, добравшегося до Ирана в 1991 г., имевшего иракское название "Аднан-2". Внешне этот самолет очень похож на А-50, в отличие от первого иракского самолета ДРЛО, у "Аднан-2" антенна РЛС была установлена в дискобразном обтекателе расположенном над фюзеляжем самолета. После включения в состав ВВС Ирана самолет получил номер 5-8208. Во второй половине 2000-х самолет был приведен в летное состояние и получил персидское название "Симург", хотя спорным остается вопрос о том насколько удалось иранцам восстановить или заменить радиоэлектронное оборудование самолета.
Самолет ДРЛО Adnan-2 на базе тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД в воздухе. Фотография Шахрама Шарифи от сентября 2008 г.

Однако под новым именем самолету не суждено было долго летать летать. Возвращаясь после проведения авиационной части парада в Тегеране во время Недели Священной обороны в сентябре 2009 г. у "Симурга" сломалось крепление обтекателя антенны РЛС, сорвавшийся "диск" ударил и разрушил хвостовое оперение самолета, что привело к потере управления и крушению.
Момент падения самолета ДРЛО Simorgh (Adnan-2) в сентябре 2009 г. Заметно отсутствие как обтекателя антенны РЛС, так и хвостовой части у падающего самолета.


Военно-транспортный самолет Lockheed C-130E\H Hercules
Если самыми тяжелыми транспортными самолетами иранской военно-транспортной авиации являются Ил-76, то самыми распространенными остаются C-130 "Геркулес". В шахский период, в 1965-75 гг. имперские военно-воздушные силы Ирана получили 28 C-130E и 32 C-130H, то есть в общей сложности 60 самолетов, перед этим в начале 1960-х они также получили 4 C-130B, которые впоследствии вместе с 5 C-130E были переданы Пакистану.
Иранские десантники на фоне C-130 имперских военно-воздушных сил Ирана в 1977 г. на авиабазе в Ширазе.

Учитывая потери за прошедшие десятилетия, у Ирана в строю может оставать примерно 30-40 "Геркулесов", в числе прочих один самолет электронной разведки RC-130H под номером  5-8554. Все "Геркулесы" входят в состав ВВС Ирана и сконцентрированы на 7-й тактической авиабазе в Ширазе и на 1-й тактической авиабазе в аэропорту Тегеран-Мехрабад.
Самолет электронной разведки RC-130H Khofash в тегеранском аэропорту Мехрабад. Фотография Хашаяра Талебзаде от января 2010 г.

Военно-транспортные самолеты C-130 Hercules ВВС Ирана


Десантирование груза военно-транспортным самолетом C-130 Hercules ВВС Ирана во время учений воздушно-десантных частей иранской армии "Зольфагар-91" в 2012 г.

Военно-транспортный самолет C-130 Hercules ВВС Ирана сбрасывает груз во время учений "Федаин-е Харам-е Велаят 4" в 2013 г.

Характеристики C-130H
Длина: 29,3 м.
Высота: 11,9 м.
Размах крыла: 39,7 м.
Двигатели: 4 х ТВД Allison T56-A-15
Макс. взлетная масса: 69,75 т.
Максимальная допустимая полезная нагрузка: около 19,09 т. в т.ч. до 92 солдат
Экипаж: 5 человек
Практический потолок с максимальной нагрузкой: 7077 м.
Дальность действия с максимальной нагрузкой: 3791 км.
Максимальная скорость : 589 км\ч. на высоте 6060 м.

Военно-транспортные самолеты C-130 и Ил-76 ВВС Ирана на авиабазе в г.Шираз. Спутниковый снимок с Google maps.
Учитывая, что C-130 являются основными военно-транспортными самолетами, в Иране большое внимание уделяется поддержанию их в строю, включая капитальный ремонт самолетов.
Один из ремонтируемых C-130 Hercules ВВС Ирана в ремонтном ангаре в Тегеранском аэропорту Мехрабад.

В 2010 г. иранские СМИ сообщили, что в присутствии министра обороны состоялась церемония принятия в состав ВВС первого "Геркулеса" модернизированного иранским ВПК. Подробностей модернизации не сообщалось, из заметных отличий можно например отметить появление дисплея в кабине экипажа.
Бывший министр обороны Ирана Ахмад Вахиди в кабине экипажа модернизированного C-130 Hercules в сентябре 2010 г.


Транспортный самолет Ан-74Т-200 и грузопассажирский Ан-74ТК-200
В 1990-х гг. авиация Корпуса Стражей Исламской Революции получила несколько из перелетевших в Иран Ил-76, но это не могло удовлетворить всех потребностей, тем более Ил-76 были избыточны для многих задач. Для КСИР требовался относительно легкий транспортный самолет, пригодный для быстрой переброски войск и грузов в различные части страны, в т.ч. на небольшие окраинные аэродромы в т.ч. возможно грунтовые. В результате, в рамках подписанного в 1995 году контракта Иран приобрел на Украине 12 самолетов Ан-74 постройки Харьковского государственного авиационного производственного предприятия, 8 транспортных Ан-72Т-200 и 4 грузопассажирских Ан-74ТК-200.
Ан-74Т-200 КСИР Ирана заходит на посадку в тегеранском аэропорту Мехрабад. Фотография сделана Шахрамом Шарифи в сентябре 2009 г.

Закупленные Ан-74 вошли в состав авиации Стражей революции под номерами 15-2250 -15-2261 и базируются на территории 1-й тактической авиабазы в аэропорту Тегеран-Мехрабад. За прошедшие с момента покупки годы был потерян только один Ан-74Т-200 в результате авиакатастрофы в 2006 г., остальные остаются в строю и стали воздушной "рабочей лошадкой" КСИР.
Бойцы сил быстрого реагирования КСИР "Саберин" на фоне четырех самолетов Ан-74

Бойцы сил быстрого реагирования КСИР "Саберин" на фоне грузопассажирского самолета Ан-74ТК-200

Грузопассажирский самолет Ан-74ТК-200 КСИР Ирана


Характеристики Ан-74Т-200
Длина: 28,07 м.
Высота: 8,65 м.
Размах крыла: 31,89 м.
Двигатели: 2 х ТРДД Д-36 сер.3A
Макс. взлетная масса: 36,5 т.
Полезная нагрузка: 10 т.
Экипаж: 2 человек
Практический потолок: 10100 м.
Дальность полета с максимальной нагрузкой: 1450 км.
Крейсерская скорость: 700 км\ч.

Один из самолетов Ан-74 КСИР Ирана на аэродроме небольшого острова Сирри, расположенного на выходе из Персидского залива в Ормузкий пролив. Спутниковый снимок с Google maps.

Как и в случае с большинством других самолетов и вертолетов авиации Стражей революции, ремонтом Ан-74 тоже занимается принадлежащая КСИР компания "Парс Авиэйшн Сервисис".
Ан-74Т-200 КСИР Ирана в ремонтном ангаре компании Pars Aviation Services в тегеранском аэропорту Мехрабад в октябре 2007 г.


На этом первая часть обзора заканчивается, следом речь пойдет о легких многоцелевых, пассажирских и специальных самолетах, таких как ИрАн-140, Юнь-12, Фоккер Ф27, самолетах-заправщиках на базе Боинг-707 и 747  и т.д.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
militarizm
Jan. 9th, 2014 03:25 pm (UTC)
Юрий, спасибо за весьма профессиональный обзор. С нетерпением жду продолжения.
militaryrussia
Jan. 9th, 2014 03:51 pm (UTC)
СПАСИБО!!!... очень...
vito_from
Jan. 9th, 2014 03:59 pm (UTC)
Спасибо!
radioplaner
Jan. 10th, 2014 04:07 am (UTC)
Юрий, спасибо за обзор и сразу закидаю Вас вопросами :-)

Откуда известно, что RC-130H Khofash с б/н 5-8554 есть радиотехнический разведчик? Как-то очень мало обтекателей встроенных антенн. На наших новых Ту-204Р, а они куда как новее - явно видны, да и на западных машинах аналогично. Тут все в подвесных контейнерах?

Авиакомпания Pouya Air Cargo - гражданская или контролируется КСИР?

Не стало ли известно что Ил-76 возили в Сирию? БПЛА - наверняка, может что-то еще всплыло?

Ну и очень жду дальнейших обзоров, очень будет интересно по самолетом-заправщикам, по боевым несомненно тоже. Удачи в работе!
imp_navigator
Jan. 10th, 2014 06:11 am (UTC)
Насчет RC-130H, то этот самолет был создан в рамках совеместной секретной программы шахского Ирана и американских АНБ и ЦРУ по разведке против СССР, под названием проект IBEX. Насколько помню, всего для этих целей было переделано 4 C-130 и 2 Боинг 707, причем с как можно меньшими внешними отличиями от обычных. Сейчас у Ирана вроде осталось по одному рабочему RC-130H и Boeing 707-3J9C ELINT, о последнем я еще расскажу в следующей части.

Вот отметил пару мест, по которым его проще всего отличить от обычных C-130:
http://i.imgur.com/vlJdgtz.jpg

Что касается Pouya Air Cargo, то она зарегестрирована как гражданская, но очевидно контролируется КСИР. Она была не так давно создана вместо подобной же авиакомпании Yas Air Cargo, которая попала в западные санкционные списки и вместо нее быстренько создали Pouya Air Cargo, переведя туда самолеты.

Что касается того, что возят в Сирию, то тут по-прежнему сложно сказать что-то определенное. Известно, что кроме грузов на Ил-76 также перебрасывают часть иракских добровольцев, прошедших подготовку в Иране и также на усиленную подготовку в Иран возят особо отличившихся сирийских ополченцев из Сил национальной обороны.

Edited at 2014-01-10 06:29 am (UTC)
doktorkurgan
Jan. 12th, 2014 08:24 am (UTC)
Как всегда...
весьма интересный обзор. Респектую.
benzobak3
Jan. 12th, 2014 08:54 pm (UTC)
У "Аднан-2" сначала загорелся двигатель,пилоты начали резкое снижение, в результате чего сорвало антенну.

Edited at 2014-01-12 09:05 pm (UTC)
taira_koremochi
Jan. 12th, 2014 09:01 pm (UTC)
Отличный обзор.
brummar
Jan. 13th, 2014 07:04 pm (UTC)
Отличный обзор.
ext_1874883
Jan. 15th, 2014 08:17 am (UTC)
Спасибо.
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

imp_navigator
Юрий Лямин

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow